«А, ну то есть вы как этот… как зум?» - часто спрашивают меня люди, далёкие от event-индустрии, и, понимая, что у меня есть всего одна попытка объяснить разницу, я использую аналогии.
Итак, что же такое онлайн-мероприятие и почему это не просто «видеоконференция».
...Вы открываете дверь. Перед вами комната, в которой сидят люди и разговаривают. У них может быть доска, проектор, пометки в блокнотиках. На столе даже может стоять табличка «Обсуждение итогов года», «Профессиональная аттестация» или «Митап», но это всё ещё просто комната, в которой сидят люди и разговаривают.
В офлайн никому не приходит в голову всерьёз обсуждать различие между «просто комнатой» и мероприятием, а вот с началом «онлайн-эпохи» мы продолжаем слышать оксюморон «онлайн-мероприятие в Zoom». Не отрицая полезность и универсальность систем видеоконференций, мы попытались перечислить, чем всё же отличается настоящее онлайн-мероприятие от «просто видеоконференции», и когда «просто видеоконференции» явно недостаточно.
Структура. Разумеется, в любой конференции могут быть определённые роли: инициатор, ведущий и так далее – но если необходимо распределить разные роли докладчикам, модераторам, участникам панельной дискуссии (а также удалённым экспертам, синхронным переводчикам) и просто зрителям – без чёткой модели доступа планы под угрозой. «Поедет» тайминг, спикеры будут путаться, модератору придётся часто вмешиваться, чтобы удержать беседу в рамках сценарного плана. В рамках онлайн-платформы DEEP Platform мы не только обеспечиваем спикерам и экспертам «отдельный вход», мы работаем с ними – персонально и коллективно – чтобы подготовить их к выступлению, сделать его эффектным и эффективным – и при этом не потерять ни секунды эфирного времени.
Масштабы. Всё хорошо, пока в «комнате» 15-20 человек, из которых двое-трое «спикеры». Но крупное корпоративное мероприятие – это сотни и тысячи гостей, иногда десятки залов. Это не просто «много комнат», это конференц-центр с расписанием, навигацией, возможностью подобрать персональное расписание, получить доступ, спроектировать персональный маршрут и не заблудиться в коридорах.
Интегрированная среда. Ну и, пожалуй, главное. Подход «вот тут видеоконференция, а вопросы можете задавать через чат в telegram» уже стал притчей во языцех. Если цель мероприятия всё-таки собрать аудиторию, сохранить её интерес и получить обратную связь, то правило №1 – «участник не уйдёт, если ему (а) удобно (б) интересно».

«Удобно» — это значит никаких переключений, всё в одном окне. Никаких сторонних сервисов, ну какой чат в telegram, если, зайдя в мессенджер, участник отвлечётся, погрязнет в текучке в соседних ветках, и мы его попросту потеряем?
«Удобно» — это ещё и «понятно». Уже упоминавшаяся навигация, кнопка «технической поддержки», за которой окажется действительно поддержка, а не автоматический ответ. У вас так бывало, что вы врываетесь в конференц-зал на середине сессии и не можете определить, не ошиблись ли вы случайно комнатой? Информация о происходящем, обновляющаяся в реальном времени – это ещё один способ удержать участника. В онлайн это ещё актуальнее: тут участника, во-первых, легче потерять, а во-вторых, онлайн по определению всё ещё менее понятен и всё ещё сопряжён со стрессами. С большой вероятностью опоздавший гость, просто получивший ссылку на видеоконференцию, если и не покинет её в первые пять минут, то уж точно не будет сильно вовлечён.
Но даже одного «удобно» недостаточно. Нужно, чтобы было ещё и «интересно». Про механизмы вовлечения (и, кстати, про измерение вовлечённости аудитории) можно написать целую книгу; и много лет мы разрабатываем инструменты, призванные решать именно эту задачу. Встроенные экспо-зоны, «беседки» для общения по интересам и поиска единомышленников. Геймификация – тайная и явная, контроль присутствия, обратная связь – опять же, формальная и неформальная – всё это легко настроить в такой онлайн-платформе как наша. И столь же легко подытожить, предоставив заказчику неоспоримое свидетельство, что всё это было не зря.

Одно из таких свидетельств мы получили ещё весной, успешно переведя в онлайн международный медицинский конгресс и собрав почти втрое больше активных слушателей, чем до этого собиралось «в офлайне». Преодолевая сомнения, «требуйте большего», расширяйте онлайн-аудиторию и используйте преимущества, которые дают современные интерактивные платформы.